вторник, 2 июня 2015 г.

Проект Манхэттен - суровая игрушка, в которой нужно много думать

Достаю из загашника свой небольшой обзор одной отличной настолки от Мосигры и Брэндона Тиббетса. Писал для википедии, но там её политкорректно урезали, вырвав из текста практически всю основную суть..
Ширину картинок тогда готовил под формат википедии, поэтому в моём блоге некоторые картинки стоит увеличивать по клику. Или же, возможно, вам будет удобнее качнуть широкоформатную HTML5-версию статьи, и смотреть уже со своего компа (ссылка).

Выражаю огромную благодарность:
  • Серёге aka Milfgard - за саму игрушку и возможность её описать;
  • Евгению Павловичу из Nikon - за доступ к отличному фотоаппарату Nikon Coolpix P7700, без которого фотографий и слайдшоу для этого обзорчика просто не было бы;
  • а также компании ПРОФОТО - за классную скидку при покупке штатива с головой от Slik, без которого справиться с визуальной частью статьи было бы нереально сложно.
Осторожно, траффик таки кусается !!!

Проект Манхэттен - стратегическая настольная игра европейского типа, созданная в 2012 году Брэндоном Тиббетсом. Практически сразу после выхода, на русский язык игру перевела компания Мосигра, причём сделала это весьма удачно.



Основной задачей игры является грамотное управление ресурсами разных типов с целью раньше соперников набрать необходимое количество победных очков (построив и погрузив на бомбардировщики некоторое количество ядерных бомб).
В эту игру можно играть вдвоём, втроём, вчетвером или впятером, причём баланс выдержан настолько хорошо, что игра захватывает и не даёт расслабиться при любом количестве игроков.

Ниже вас ждёт небольшой экскурс в историю (ту её часть, которая связана с гонкой ядерных вооружений), а также, естественно, некоторые детали игровой механики "Проекта Манхэттен" и небольшой набор секретов о том, как удивить соперников и ускорить своё движение к победе.



Исторический экскурс

В сентябре 1943 года американцы с привлечением учёных из США, Великобритании и Канады запускают программу по разработке ядерного оружия под кодовым названием "Проект Манхэттен".

В июне 1944 года к Манхэттенскому проекту были привлечены около 129 000 служащих, из которых 84 500 были  задействованы в строительных работах, 40 500 являлись операторами, также было задействовано много военных (изначально 1800, позже количество военнослужащих, задействованных в проекте, увеличили до 5600).
Ресурсы были брошены огромные, что не удивительно, последствия жестокой и кровавой войны, которые в полной мере ощутили на себе жители Советского Союза, американцев из США практически не коснулись.

Кроме ядерных исследований, проводимых на своей территории, американцы большое внимание уделили и шпионажу на немецкой территории. И СССР и США было известно, что немцы активно работают в направлении создания нового очень мощного типа оружия, но Штаты раньше Союза оценили степень угрозы от ядерного оружия, над созданием которого в то время работала Германия.
Не надеясь на успех своих и привлечённых с других стран учёных-ядерщиков, США создаёт так называемый "Атомный спецназ" - в рамках разведывательной миссии "Алсос", заточенной под поиск всех ядерных наработок Германии и доставку их на территорию США. Группы, задействованные в этой операции, состояли из разведчиков-профессионалов и ученых-ядерщиков (из «Манхэттенского проекта» для этой задачи были отобраны 24 лучших специалиста). В рамках этой разведывательной миссии, с территории Германии было вывезено огромное количество документации, оборудования, много учёных-ядерщиков с солидным багажом знаний в этой области, а также очень много химических материалов (окись урана, тяжёлая вода и др.), необходимых для создания ядерных бомб.
Таким образом, немецкие наработки, полученные американцами в ходе разведывательных операций, сыграли решающую роль в появлении у США ядерных бомб (есть даже версия, что первые ядерные бомбы, которые появились у американцев, были украдены у Германии).

Что же было дальше? А дальше демократическое, уважающее свободы граждан и их права на самореализацию государство Соединённые Штаты Америки наносит чудовищный и ничем не обоснованный ядерный удар по двум большим японским городам - Хиросиме и Нагасаки. Количество жертв было огромное, в Хиросиме за первые полгода после бомбардировки по данным википедии погибло более 140 тысяч человек; в день памяти, который проводили в этом японском городе 6 августа 2013 года, список жертв этого чудовищного преступления перед человечеством уже составлял более 286 тысяч человек. После бомбёжки Нагасаки погибло тоже очень большое количество ни в чём не виноватых людей, 74 тысячи жертв - это только от взрывной волны, а сколько потом ещё убила радиация?



Таким образом, после использования "миролюбивой" державой из-за океана смертоносного оружия против сотен тысяч ни в чём не повинных людей, Советский Союз мгновенно оценил уровень угрозы со стороны США и оперативно начал работу над ядерным оружием сдерживания. Сомнений в том, что США без колебаний готово через некоторое время применить ядерное оружие и против Союза у руководства страны не было.

Кроме обоснованных опасений ядерной агрессии со стороны США, советской разведкой была получена информация о конкретных планах такого нападения, которые уже готовыми лежали на столе руководителей Пентагона. С 1945 года по начало 1960-х США разработали в общей сложности около 10 планов нападения на СССР.
Так, например, согласно плану «Даблстар» предусматривалось сбросить на города СССР 120 атомных бомб, после чего, как рассчитывал агрессор, СССР пойдёт на капитуляцию, а оккупационным войскам в течение 5-8 лет придётся устанавливать новую власть. Согласно плану «Дропшот», планировалось сбросить уже 300 атомных бомб на 200 городов СССР в течение месяца. А если СССР не сдастся, сбросить 250 тысяч тонн обычных бомб, что должно было привести к уничтожению 85 процентов советской промышленности. Одновременно с бомбардировками должны были занять исходные позиции для наступления наземные силы в количестве 164 дивизий НАТО, из которых 69 дивизий были американскими.

После оккупации территорию Советского Союза планировалось разделить сначала на оккупационные зоны, а потом раздробить на более чем 20 государств, в том числе на «Северную Россию», поволжское татаро-финно-угорское образование «Идель-Урал», республику «Казакию» и так далее. Дальний Восток должен был попасть под протекторат США. О плане «Дропшот» было написано много, но многое из истории уже стало забываться…

Как вы видите, ядерная угроза для Союза со стороны США была более чем реальной. Задача оперативного создания всей необходимой инфраструктуры для разработки и производства советских ядерных бомб была поручена Лаврентию Берии. Действовать приходилось в условиях цейтнота, времени было очень мало, а задачи стояли архисложные. Работа в условиях ограниченных ресурсов, добыча урановой руды, создание и запуск атомных реакторов, создание стратегического бомбардировщика для доставки бомб до США - вот неполный список того, что предстояло сделать в рамках советской ядерной программы.
На кону стояли жизни миллионов людей, методы, которые выбирал Берия, иногда были жёсткие, иногда даже жестокие, но цена вопроса была предельно высока.

Как бы это не было трудно, но поставленную задачу удалось решить, в августе 1949 года Советским Союзом на Семипалатинском испытательном полигоне была испытана первая ядерная бомба, а уже летом 1953го (тоже в августе) СССР испытывает первую водородную бомбу (обогнав США), что в качестве сдерживающего фактора помогло избежать начала Третьей Мировой Войны (уже ядерной).

Что же общего у игры с теми драматическими событиями на планете Земля, которые развернулись начиная с 40х годов 20го столетия?
В Настольной игре "Проект Манхэттен" игроки, условно выступающие за разные страны, также создают ядерные бомбы для сохранения ядерного баланса в мире. Побеждает игрок, накопивший больший ядерный потенциал к концу игры (набравший определённое количество очков за бомбы). Немного рассказав о предыстории создания этой игрушки, поговорим наконец о самой игре.

Краткая информация об игровой механике

1800*1013


Главный ресурс в игре - это рабочие. Рабочие бывают 3 типов - чернорабочие, инженеры и учёные. Кроме этого, рабочие делятся на постоянных (по 4 чернорабочих, учёных и инженеров для каждого игрока, цвет соответствует цвету выбранного планшета) и подрядчиков (4 учёных, 4 инженера и 4 чернорабочих серого цвета).

Вся игра для каждого из игроков строится на размещении рабочих и их возврате на свой склад (а подрядчиков - на общий склад).
Во время своего хода игрок или размещает рабочих на игровом поле и (или) на своём планшете (минимум одного), или же выводит сразу всех своих рабочих себе на склад (при этом подрядчики с игрового поля, планшета этого же игрока, а также подрядчики со смешанных комбинаций рабочих, которых игрок использовал для шпионажа на чужих планшетах, возвращаются на общий склад).

С размещением рабочих всё очень просто: сначала (по желанию) вы размещаете рабочего (или двух, при активации разработки бомб) на игровое поле, занимая любую из свободных на поле ячеек (в ячейку "Стройка" помещается произвольное количество рабочих), после чего (по желанию), размещаете произвольное количество рабочих в свободных зданиях у себя на планшете. За ход вы можете занять только одну (свободную) ячейку на игровом поле, и только после этого можно занимать свободные здания у себя на планшете в таком количестве, на сколько у вас хватит рабочих на руках.

При размещении рабочего на игровом поле, вам приходится выбирать одну из ячеек, свободных от других рабочих, на некоторых ячейках указаны требования, необходимые для их активации (определённый тип рабочего, жёлтый кек или деньги).
Вы можете выбирать ячейку из следующих вариантов:
  • Стройка - даёт возможность покупать любое из 7 зданий, которые в данный момент находятся в очереди строительства (сверху игрового поля); цены указаны над ячейками; 2 самых дешёвых здания инженер строит бесплатно; при покупке любого из 3х самых дорогих зданий, 1 монета идёт с общего склада в ячейку "Взятки".



  • Рудники и Заводы - дают возможность получать жёлтый кек, деньги и самолёты (внутри некоторых ячеек отображаются требования; под ячейками - то, что вы получаете на выходе).
  • Университеты - дают возможность обучать новых рабочих.
  • Авиаудар - даёт возможность атаковать истребителями самолёты противника (затраты 1 к 1 с обеих сторон), а также наносить повреждения (бомбить) здания на планшетах противников бомбардировщиками, в том случае, если эти планшеты уже не охраняют истребители (когда количество истребителей соперника равно нулю); нанесение 1 повреждения зданию влечёт за собой потерю одного бомбардировщика нападающим. Повреждённые здания нельзя использовать до их починки; если в момент атаки бомбардировщика в здании находились рабочие, эти рабочие возвращаются на склад того игрока, которому они принадлежат (подрядчики возвращаются на общий склад).
  • Ремонт - даёт возможность починить активировавшему эту ячейку игроку до 3х повреждений любого (любых) из своих зданий за 5 монеток. Сразу после починки повреждений игроком, запустившим "Ремонт" (в этот же ход), отремонтировать 1,2 или же 3 повреждения также имеют возможность и другие игроки, но для них прайс починки уже совсем другой (первое/второе/третье - +2/+3/+5, если чинить 3 повреждения - получается 10 монеток).
    Как работает "Авиаудар" и "Ремонт" в настольной игре "Проект Манхэттен", можно посмотреть на слайдшоу, приведённом ниже:

1000*776


  • Шпионаж - даёт возможность в тот же ход, когда эта опция активирована (за 3 монетки, и когда ячейка шпионажа не занята), использовать кроме своих зданий, также некоторое количество свободных зданий противников. При активации "Шпионажа", уровень игрока, который идёт шпионить, повышается на единицу (изначально уровень нулевой, максимальный уровень - 6). Уровень шпионажа соответствует количеству свободных зданий противников, которые вы можете занимать.

1000*684


  • Реактор и Обогатительный завод - дают возможность добывать ресурсы, необходимые для создания ядерных бомб прямо с игрового поля.
  • Разработка бомб - даёт возможность игрокам по-очереди выбрать себе по чертежу для создания ядерной бомбы (чертежи выбираются в закрытую). Так как открытыми рядом с колодой лежат чертежи бомб в количестве на 1 больше чем игроков, активировавшему "Разработку бомб" достаётся не 1 чертёж, а 2.

1200*769


При работе с планшетом всё тоже предельно наглядно и просто.
На каждой карте здания сверху обозначены подходящий тип рабочего (вопросительный знак - подходит рабочий любого типа) и количество рабочих, которое необходимо для активации здания и разового получения "дохода" от здания, который обозначен внизу карты. Реакторы и обогатительные заводы, кроме размещения одного и нескольких учёных, для снятия "дохода" в виде урана или плутония, также требуют затрат жёлтого кека или урана (для реакторов) или затрат денег и жёлтого кека (для обогатительных заводов).

Ресурс, при введении рабочих в здание получается мгновенно и единоразово. Чтобы повторно снять "доход" с этого же здания, вам нужно будет потом вывести рабочих (теряется ход) и ещё раз разместить их в этом здании.

1800*1013


Для некоторых зданий обозначено два альтернативных типа ресурсов, которые требуются для использования здания (если конкретнее, 4 плутониевых реактора, где доступно 2 вида альтернативного топлива - жёлтый кек и уран, опции разделены "слэшем"). Также в игре есть 3 университета и 4 фабрики, с которых можно получить уже 2 варианта "дохода" на выходе (вы выбираете именно тот, который нужен в сложившейся игровой ситуации).

Пример того, как происходит вывод рабочих, вы можете посмотреть на слайдшоу, посвящённому шпионажу (уже приводилось выше), там как раз 2 игрока выводят своих рабочих к себе на склад.


Конечные и бесконечные ресурсы в игре

1800*1013


В настольной игре "Проект Манхэттен" часть ресурсов не ограничена комплектацией игры. Когда фишки таких ресурсов заканчиваются на общем складе, туда можно доложить других предметов, например, фишек из другой игры или спичек, и они будут играть роль того же ресурса. К бесконечным ресурсам относятся кубики жёлтого кека, монетки, маркеры повреждений и маркеры погрузки бомб.

Количество зданий в игре ограничено, всего их 50 (10 фабрик, 10 университетов, 10 рудников, 10 реакторов и 10 обогатительных заводов), также, стоит отметить, что 6 из этих зданий (которые отличаются красным цветом рубашки) выкладываются в очередь строительства первыми.
Количество чертежей бомб тоже ограничено - 15 урановых и 15 плутониевых. 5 фишек тестового взрыва для плутониевых бомб как раз соответствует максимальному количеству игроков (на случай, если каждый из игроков будет развиваться в плутониевые бомбы или бомбы двух типов).

Шпионаж ограничен максимальным уровнем 6, свободных единиц ядерного топлива (урана или плутония) у игроков не может быть больше 8, а военные аэродромы вмещают одновременно не больше, чем по 10 самолётов каждого типа.

Ну и, конечно же, один из самых важных ресурсов игры - это люди. Своих рабочих у игрока может быть не больше 12 (по 4 каждого типа). Суммарное количество подрядчиков тоже 12, но за них постоянно идёт борьба между игроками (редко, когда все подрядчики оказываются на руках у одного человека).

Для чего же нужны разные типы ресурсов и где они используются?

Сначала о людях:
  • Чернорабочие могут добывать ресурсы с большинства клеток игрового поля, а также с большого количества построенных зданий на планшетах (кстати, количество построенных зданий не ограничено ячейками планшета игрока). Чего не могут чернорабочие, так это добывать уран и плутоний, а также использовать продвинутые университеты, фабрики и рудники.
  • Учёные - могут всё то же, что и чернорабочие, плюс к этому, они участвуют в добыче урана и плутония (на реакторах и обогатительных заводах планшетов, а также на игровом поле), а также участвуют в разработке и постройке бомб.
  • Инженеры также способны решать задачи чернорабочих, но, кроме этого, они ещё умеют бесплатно строить любое из двух самых дешёвых зданий, добывать деньги и самолёты на продвинутых фабриках, добывать больше жёлтого кека на продвинутых рудниках, а также обучать людей в нескольких продвинутых университетах. Инженеры вместе с учёными участвуют в разработке и постройке бомб, однако, уран и плутоний они добывать не могут.

Теперь о других ресурсах в игре:
  • Деньги нужны для постройки зданий, шпионажа, ремонта, добычи урановой руды и погрузки готовых бомб на бомбардировщики.
  • Жёлтый кек нужен для добычи урана и плутония, также на игровом поле есть завод, дающий возможность менять этот ресурс на деньги (3 к 5), когда это нужно.
  • Авиация нужна для активного сдерживания противников и защиты своих зданий. Кроме того, ближе к концу игры, бомбардировщики используются для погрузки бомб (+5 победных очков за погрузку одного устройства).
  • Уран и плутоний, разумеется, используются для постройки бомб.

О ресурсах немного поговорили, теперь пару слов о финальном этапе игры, когда игроки начинают строить бомбы.

Постройка и погрузка бомб

В игре доступны 30 чертежей бомб - 15 плутониевых, 15 урановых.
На каждой карте бомбы отображено необходимое для постройки бомбы количество единиц урана или плутония (зависимо от типа бомбы), стоимость погрузки бомбы на бомбардировщик (кроме денег нужен также 1 бомбардировщик, погрузка даёт +5 победных очков), а также количество победных очков (для плутониевых бомб 2 цифры, первая - очки до испытания, вторая - после).
Количество очков, которые нужно набрать для победы, определяется количеством игроков:
2 игрока - 70 очков, 3 игрока - 60 очков, 4 игрока - 50 очков, 5 игроков - 45 очков.

1800*690


При постройке бомбы, рабочие игрока (в необходимом количестве) размещаются на чертеже бомбы, также игрок уменьшает количество своего урана или плутония (зависимо от типа бомбы) на то число, которое указано на бомбе. При последующем выводе рабочих этим игроком, рабочие с бомбы возвращаются на склад игрока, аналогично тому, как они возвращаются из обычных зданий.

На плутониевых бомбах снизу отображается два числа победных очков. Очки считаются по второму (большему) числу всех построенных игроком плутониевых бомб в случае, если игрок
перед этим уже испытал плутониевую бомбу (пожертвовав ей).
Испытывать можно любую плутониевую бомбу, которую вы перед этим построили (в любой момент своего хода), при этом вы берёте из общего склада фишку тестового взрыва с максимальным числом (число обозначает количество победных очков, которое вы получаете вместо пожертвованной бомбы). Если на бомбе были рабочие, они перемещаются на фишку тестового взрыва, чтобы во время следующего вывода рабочих опять вернуться на склад игрока. Пожертвованная бомба уходит вниз стопки бомб (лицом вниз).

Дополнительные очки можно заработать, погрузив одну или несколько бомб на бомбардировщики (тоже во время своего хода). Для погрузки одной бомбы требуются деньги (в количестве, указанном на чертеже бомбы), а также 1 бомбардировщик на вашем планшете.

Игровые моменты, связанные с постройкой бомб и их погрузкой на бомбардировщики, а также проведение тестового взрыва плутониевой бомбы вы можете посмотреть ниже на слайдшоу:



Некоторые игровые хитрости

  • На начальном этапе полезно добывать инженеров (покупая здания для их обучения, или же в университетах на игровом поле), они дадут вам возможность экономить на постройке зданий.
  • Не стоит торопиться с активацией разработки бомб до того момента, пока у вас не накопится приличное количество урана или плутония (с одной стороны вы выберете чертёж лучшей бомбы, а также получите 2 карты бомб вместо одной, но с другой стороны вы потеряете ход в тот момент, когда острой необходимости в чертежах бомб у вас ещё не было).
  • Не всегда полезно затягивать с выводом рабочих до последнего момента, иногда полезнее вывести своих рабочих, когда на руках ещё хватает учёных и инженеров (если у соперников высокий уровень шпионажа, но на руках почти нет рабочих, для вас самое время выводить своих).
  • Сомневаясь в покупке дорогих зданий, которые приносят деньги, учитывайте тот момент, что часть суммы, которую вы на них потратите, будет возможность тут же отбить, разместив во вновь построенном здании рабочих.

Авиаудар:
  • Атакуя здания противников, хорошим методом является нанесение всем зданиям, которые вы бомбите по 2 повреждения. При активации "Ремонта", соперник не сможет починить больше одного здания за раз (можно ремонтировать до 3 повреждений, но при таком подходе, для двоих зданий чинить придётся уже 4 повреждения).
  • При договорённости об атаке на лидера, лучше, чтобы те игроки, которые планируют подавить сильного соперника, сидели друг за другом (один авиаудар сразу за другим), в таком случае тот, кто попадает под раздачу, не сможет ничего противопоставить и помешать бомбардировкам.
  • Защищаться от возможного авиаудара можно не только накоплением истребителей (используя фабрики на своём планшете и заводы на игровом поле), а также, закрыв одну из ячеек авиаудара в свой ход (можно даже особо не уничтожать при этом самолёты противника). Если вторая ячейка авиаудара уже закрыта, противник не сможет напасть; если свободны обе ячейки авиаудара, перекрыв одну из них, вы сможете испортить оппонентам планы о совместном нападении.

Шпионаж:
  • Если чужие здания во время шпионажа вы занимаете подрядчиками, выгода в том, что соперник не сможет пользоваться такими зданиями до того, как выведет своих рабочих. Кроме этого, те подрядчики, которых вы завели на планшеты других игроков во время шпионажа, не будут доступны другим игрокам до того момента, пока их не выведет хозяин планшета, в здании которого они "сидят".
  • Если при шпионаже вы заводите на чужие планшеты своих постоянных рабочих, тогда плюс в том, что когда тот соперник, на чьём планшете вы шпионите, выводит своих рабочих, ваши рабочие возвращаются к вам, что даёт дополнительное поле для манёвра.

Ближе к финалу игры:
  • Сдерживая потенциального лидера, который готовится выложить на стол последние бомбы для победы, полезно заблокировать ему возможность погрузки бомб (иногда с этим можно справиться только командно): разбомбить у него на планшете все бомбардировщики, нанести авиаудар по тем зданиям этого игрока, которые дают возможность строить бомбардировщики (таким образом, чтобы за один ход он не мог эти здания починить), а также занять на игровом поле завод, производящий бомбардировщики.
  • Важно рассчитывая ресурсы, нужные для победы, не забывать о количестве рабочих, необходимом для постройки бомб. Часто одного игрока от победы отделяет один ход и буквально несколько учёных или инженеров на руках.

Основные моменты настольной игры "Проект Манхэттен" немного обсудили, но не исключено, что в эту статью со временем будут вноситься правки и дополнения ещё лучше раскрывающие сложный, и в тоже время очень интересный мир этой игры.

Заканчивая, к вашему вниманию предлагается занятный видеообзор этой игрушки от Алексея Зуйкова:




Комментариев нет:

Отправить комментарий